Sancta sanctorum.

11:52 

- Поеду-ка я в Русский.
- Ты, главное, по привычке в Эрмитаж не приди.
- Это да, кстати. Ничего, я сосредоточусь на дороге и меня будет вести звезда Рериха!

В Русском я действительно не была отчего-то очень много лет. Обходила, кажется, добрую половину питерских музеев, но за картинами тянуло только в родной Эрмитаж.

"Какой же он маленький" - первая мысль, а дальше лаконичность классицизма и действительно куда меньше людей. Здесь спокойнее.

Хотела было прямиком направиться в корпус Бенуа, к любимому двадцатому веку, но ноги сами понесли на второй этаж, я и не поняла, куда иду, пока не дошла - в два зала, четыре картины которых - как ясно и отчетливо я это помню - потрясли меня еще в далеком детстве, еще до школы. "Медный змий" Бруни, "Последний день Помпеи" Брюллова и "Девятый вал" Айвазовского. Я вспомнила их еще глазами себя-шестилетней, я вспомнила, как стояла перед ними и что рассказывал про них отец, вспомнила тот же красный цвет зала...

А вот "Явление Христа народу" Иванова, которое не так сильно тронуло меня тогда, покорило сейчас.
По традиции, набросанные в зале обрывки.

Он един. Он потрясающе един - линией, знаком. Стараешься рассмотреть фигуры на переднем плане, усилием опускаешь взгляд, а он все равно соскользает вверх, к Христу - вытянутой, строгой фигуре без малейшей лишней черточки над хаосом форм, цветов и линий, разнородностью, кичливой пестротой.
Он не просто в отрыве от них, он словно выступает из иной реальности, из иной природы. Там, где он, нет ничего, кроме гор и неба.
Но он смотрит на них, он обращен к ним, и это связывает вселенскую пропасть в картине.

Правда, познаешь, по-моему, весь мировой дзен, смотря на эту картину.

Совершенно ни о чем фотография, ну да ладно.

Потом был Айвазовский, на которого, конечно, можно смотреть часами, и несколько залов корпуса Бенуа, но это уже совсем другая история...

URL
Комментарии
2012-03-10 в 21:48 

Darbis_Alorienna
И в каждой искре столько правды, сколько есть всего
Я каждый раз в Третьяковке подолгу задерживаюсь около этой картины. Она там моя любимая, и ещё работы Врубеля.

2012-03-10 в 21:56 

сирокко и вереск
Inside and Up | Умирая, сжимал в руке самое дорогое: флейту и запас дров
Darbis_Alorienna, да, ради чего-чего стоит ездить в Москву - так это ради Третьяковки.
А я ее как-то не замечала предыдущие приезды. Сейчас очень хочу посмотреть — если уж эскиз так выносит, что же говорить об окончательном полотне.

А Врубель мммм....

2012-03-10 в 22:27 

Darbis_Alorienna
И в каждой искре столько правды, сколько есть всего
Сирокко..., учитывая то, что картина на всю стену, эффект сильнейший)

   

главная